Симулятор пульта диспетчерской централизации на участке Сургут - Нижневартовск-I Свердловской ж.д. версия 0.8.9 (C) 2005-2014, Григорий Смирнов aka Zork E-mail: zork@bk.ru Сопровождение проекта: Виталий Тер-Мануилов aka VITaliY E-mail: never81@mail.ru Официальный сайт: pult.ucoz.ru 1. УСТАНОВКА Симулятор поставляется, как есть, в виде архива, который надо распаковать в отдельную папку. Симулятор запускается файлом Pult.exe. Выход из программы производится кнопкой ESC. Программа НЕ ТРЕБУЕТ инсталяции и прописки в системном реестре. 2. СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Рекомендуется запускать симулятор при разрешении монитора не меньше 1024х768 и убраной с экрана панели задач (поставьте соответствующую галочку в ее свойствах). 3. ОПИСАНИЕ УЧАСТКА Участок Сургут - Нижневартовск-I Свердловской железной дороги - однопутный, оборудован автоблокировкой и диспетчерской централизацией, имеет преимущественно равнинный профиль. Движение грузовых поездов осуществляется тепловозами 2ТЭ116 депо Сургут (редко: депо Тюмень). Движение пассажирских поездов осуществляется тепловозами 2ТЭ116 и ТЕП70 депо Сургут и Тюмень. Весовая норма для четных и нечетных поездов 6600 т. Графиковая условная длина поездов - 71 вагон. В нечетном направлении преимущественно следуют грузы: налив с нефтью и газоконденсатом. В четном направлении преимущественно следуют грузы: щебень, трубы, светлые нефтепродукты и оборудование для нефтяной промышленности. 4. ОКНО ПРОГРАММЫ Окно программы представляет собой отображение пульта-манипулятора и выносного табло диспетчерской централизации (ДЦ) системы "Нева" или "Луч". В верхней части представлена мнемосхема контролируемого участка, в нижней - кнопки управления, присутствующие на пульте-манипуляторе у поездного диспетчера. 4.1. ПУТЕВОЕ РАЗВИТИЕ - Сургут - соответствие 100%. 4а и Iа пути для пассажирских поездов, 3а для пригородных. Вокзал на четной стороне. На мнемосхеме показан северный парк (как и на настоящем пульте). С этой станции идет ветка на промзону и речпорт с полуавтоматической блокировкой. В реале ДНЦ управляет и этим участком. Из-за малодеятельности (1-2 состава в сутки) управление симом пока не реализовано. - Разъезды Силинский, Почекуйка, Сурмятин, Вач-Ягун и Урьевский - соответствие 100%. - Ульт-Ягун - соответствие 100% 1,3 и 7 пути для пассажирских поездов, вокзал на нечетной стороне. С этой станции идет ветка на север через Когалым, Ноябрьск, Пурпе и до Нового Уренгоя, этим участком управляет другой диспетчер. Путевое развитие станции позволяет отправлять в эту сторону только с 1, 3, 5 и 7-го пути. 4-й и 6-й пути выведены из работы с 97 года. - Лангепас - соответствие 100%. 6 и 7 пути не приемо-отправочные. Вокзал на нечетной стороне. - Мегион - соответствие 100%. Вокзал на нечетной стороне. - Нижневартовск-II - соответствие 100%. В реале станцией управляет ДСП с передачей ЛП на СУ. - Нижневартовск-I - соответствие 100%. 10, 11 и 16-й путь не приемо-отправочные. Тупиковая станция. Вокзал на четной стороне. 2а, Iа и 3а пути для пассажирских поездов. На всех разъездах есть короткие тупики без рельсовых цепей (на Силинском убрали) для дрезин и хозяйственных поездов, перевод стрелок на них осуществляетcя с помощью местного управления. 4.2. ИНДИКАЦИЯ На станциях, управляемых ДНЦ, контролируется состояние путей и стрелочных секций, на станциях, имеющих ДСП - только состояние путей и путевых секций за входными светофорами. На перегонах контролировалось только по два блок-участка с каждой стороны от станции, состояние остальных блок-участков не отображалось, но в симе реализовано отображение состояние всех точек. При свободном пути подсветка путевых секций не горит. Занятый путь обозначается красной подсветкой, готовый маршрут - желтой подсветкой. Такая индикация полностью соответствует существующей реально на вышеупомянутых системах ДЦ. Открытие светофора поездным порядком контролируется зеленой лампой в повторителе, открытие маневровым порядком - желтой лампой. При остановке поезда на станционном пути короткая секция указывает направление следования поезда, она горит всегда только с одной стороны при поездном движении. При подходе поезда к закрытому входному сигналу кратковременно звенит звонок. 4.3. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕЛКАМИ И СИГНАЛАМИ В системах ДЦ применяется маршрутное управление стрелками. При этом ДНЦ должен выбрать станцию (F1 - F12, или кнопки с названиями станций, или просто щелчок мышкой на ее мнемосхеме), после чего нажать кнопки начала и конца маршрута. Для задания маршрутов на выносном манипуляторе имеется четыре столбца кнопок. Левый столбец соответствует примыкающим к станции путям перегонов слева, второй - выходным светофорам в четном (налево) направлении, третий - выходным в нечетном (направо) направлении, и четвертый - путям перегонов, примыкающих к станции справа. Маршрут готовится по принципу "откуда-куда". Для набора маршрута "напроход" по главному пути нажимаются только крайние желтые кнопки. При правильном задании маршрута ячейки его начала и окончания на мнемосхеме начинают мигать. После перевода стрелок и замыкания маршрута вся трасса подсвечивается желтой полосой. Размыкание маршрута происходит автоматически при движении по нему поезда в заданном направлении. ВНИМАНИЕ! МАРШРУТЫ МОЖНО ЗАДАВАТЬ ВПРОК, НО НЕ БОЛЕЕ ОДНОГО НА КАЖДУЮ ГОРЛОВИНУ КАЖДОЙ СТАНЦИИ! 4.4. ОТМЕНА НЕИСПОЛЬЗОВАННОГО МАРШРУТА Отмена маршрута производится нажатием кнопки БЕЗ СИГНАЛА и кнопок начала и конца маршрута. Маршрут размыкается в течение пяти секунд (при свободном предмаршрутном участке). В течении 3-4 минут если занят предмашрутный участок и открыт поездной маршрут. В течении 1 минуты - при маневрах. Если маршрут напроход, то разбирать надо по-отдельности входную и выходную часть маршрута причем задать отмену сразу в обоих горловинах нельзя, т.к. реле отмены на ЛП одно. 4.5. МАНЕВРОВЫЕ МАРШРУТЫ Маневровые маршруты набираются аналогично поездным, с той лишь разницей, что после выбора станции сначала нажимается кнопка МАНЕВРЫ, а потом уже набирается сам маршрут. ВНИМАНИЕ! МАНЕВРОВАЯ РАБОТА ПОКА НЕ РЕАЛИЗОВАНА! 4.6. ОТМЕНА НАБОРА МАРШРУТА Для отмены набора маршрута необходимо нажать кнопку ПРИКАЗ ОТМЕНЫ и кнопки начала и конца маршрута. 4.7. ПЕРЕВОД СТРЕЛОК БЕЗ ОТКРЫТИЯ СВЕТОФОРА Для установки стрелочного маршрута без замыкания стрелок и открытия светофора перед набором маршрута необходимо нажать кнопку БЕЗ СИГНАЛА. 4.8. КОНТРОЛЬ ПОЛОЖЕНИЯ СТРЕЛОК Для подсветки состояния стрелок и направления автоблокировки на перегонах, примыкающих к станции, необходимо выбрать эту станцию и нажать кнопку ПОДСВЕТКА. Стрелочные секции будут подсвечены, пока нажата эта кнопка. 5. ГЕНЕРАЦИЯ ПОЕЗДОВ Поезда формируются автоматически на основе НГДП. Также реализована автоматическая генерация неграфиковых поездов. Для искуственной генерации поезда щелкните по пункту главного меню "Сформировать" и в появившемся меню выберите, где и какой надо сформировать поезд. Он тут же появится на подходе или в тупике станции, а в появившемся окне будет сообщен его номер, вес и условная длина. Поезда разного веса и длины следуют с разным ускорением, это необходимо учитывать при пропуске поездов по участку. 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДСП СТАНЦИЙ Для дачи команд дежурному по станции, находящейся на местном управлении, или имеющей постоянно работающего ДСП (Нижневартовск-1, Мегион, Лангепас, Ульт-Ягун, Сургут), щелкните правой клавишей мышки на мнемосхеме этой станции или нажмите Shift+F1-F12. В появившемся окне необходимо выбрать команду - принять, отправить или пропустить сходу поезд, путь, а для Ульт-Ягуна - еще и направление движения (на Ноябрьск или Нижневартовск). Для отправления поезда со станции ДСП также должен получить согласие на отправление. Выберите станцию и нажмите РАЗРЕШЕНИЕ НА ОТПРАВЛЕНИЕ НЕЧЕТНОМУ или РАЗРЕШЕНИЕ НА ОТПРАВЛЕНИЕ ЧЕТНОМУ - смотря какой поезд надо отправить. Если ДСП в настоящий момент не сможет выполнить команду, будет выдано предупреждающее сообщение. В некоторых случаях можно задавать одновременно несколько команд, но выполняться они будут последовательно. ВНИМАНИЕ! ХОТЯ УЧАСТОК НА НОЯБРЬСК КОНТРОЛИРУЕТСЯ ДРУГИМ ДНЦ, ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДОВ НА ИНГУЯГУН ПРОИЗВОДИТСЯ ПО ВАШЕЙ КОМАНДЕ! 7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДНЦ СОСЕДНЕГО УЧАСТКА Для отправления нечетных поездов по И-Я, которым было ошибочно отказано в отправлении, необходимо вызвать меню взаимодействия с ДНЦ соседнего участка нажатием правой клавиши мыши на перегоне И-Я - У-Я и выбрать единственый пункт "Разрешение на отправление нечетных с Ингуягуна", после этого будет открыт выходной в сторону У-Я. 8. ЦВЕТА НИТОК НА ГРАФИКЕ НОРМАТИВНОМ ГРАФИКЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ товарняк, порожняк, вертушка - черный пассажирский - красный пригородный - желтый локомотив резервом - фиолетовый сборный, участковый - сине-зеленый хозяйственный поезд - оливковый 9. ЦВЕТА НИТОК НА ГРАФИКЕ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ товарняк груженый - черный порожний состав - коричневый пассажирский - красный локомотив резервом - фиолетовый налив - темно-зеленый вертушка с щебнем - синий вертушка с трубами - темно-синий порожний налив - темно-зеленый + коричневый порожняя вертушка для щебня - синий + коричневый порожняя вертушка для труб - темно-синий + коричневый дрезина - желтый сборный, участковый - сине-зеленый хозяйственный поезд - оливковый 10. ПОЛЕЗНЫЕ КЛАВИШИ ~ (тильда) - просмотр нормативного графика движения Tab - просмотр графика исполненного движения Ctrl+Tab - просмотр дополнительного графика исполненного движения \ - просмотр графика скоростей поездов + (плюс) - ускорение времени, только не увлекайтесь - (минус) - замедление ускоренного времени BackSpace - восстановление предыдущего ускорения времени P - пауза F1 - F12 - выбор станции (+Shift - задание ДСП или машинисту) 1, 2, 3, 4, 5, 6, Q, W, E, R, A, S, D, F, X, C - набор маршрута < - разрешение на отправление в четную сторону > - разрешение на отправление в нечетную сторону Alt+F1 - справка по составам Alt+F2 - справка по подходам Alt+F3 - график курсирования четных пассажирских поездов Дополнительно для ГИДа: нажав клавишу Ctrl и левую клавишу мыши можно рисовать линии ПГД (план-график движения) нажав клавишу Ctrl и правую клавишу мыши можно стирать линии ПГД 11. В ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ - Движение поездов согласно перегонному времени хода. - При неправильных действиях при нажатии на кнопки управления должен звенеть звонок. - Присвоение номеров поездам. - Движение поездов в речпорт и аэропорт. - Сделать стоянки пассам по 724 и 893 км. - Переделать команды ДСП. Запрос от ДСП на прием поезда на специализированные пути при появлении состава на подходе. - При проезде красного - экстренное торможение. - Поломки локомотивов и недоходы остряков стрелок зимой. - Макс скорость 60 км/ч, если в груженом составе хоть один порожний вагон (по определенным километрам) - Проба тормозов на эффективность после формирования состава или стоянки на станции более 30 мин. - Команды машинистам: ехать быстрее (нагон) или неспеша, готовиться к отправлению. - Учет времени работы лок. бригад. - Учет времени работы локомотивов. - Ввод и отмену временных ограничений скорости на перегонах и станциях. - Сборные поезда. - Местное управление на разъездах. - Передача на сезонное управление (СУ) Нижневартовск-II и Силинский. - Маневровая работа. - Хозяйственная работа. - Вывозные поезда. ДА БУДЕТ ВПЕРЕДИ ТОЛЬКО ЗЕЛЕНЫЙ!